TATRA

TATRA – это старейшая в Европе машиностроительная компания, специализирующаяся на выпуске трамваев и тяжелой дорожной техники. Главный офис фирмы находится в чешском городе Копршивнице.

Начавшись в далеком 1850 году еще во времена существования Австро-Венгерской империи, история TATRA успешно пишется до нынешнего дня.

Основанная Игнацем Шусталой для производства бричек и колясок для конских экипажей, компания, меняя названия и формы собственности, развилась в мощный завод тяжелого машиностроения, который по проходимости выпускаемых грузовиков не имеет аналогов в мире.

Немного истории

С 1882 года компания перешла на выпуск железнодорожных вагонов, а в 1897 с конвейера сошел ”Президент” – первый в Европе легковой автомобиль, оборудованный двигателем внутреннего сгорания, а еще через год – первый чешский грузовик. В TATRA компанию переименовали в 1919 году, в честь северо-западной части Карпат - горного хребта Татры. К середине 20-тых годов XX века компания уже массово производила грузовики различной грузоподъемности.

В 1922 году Ханс Ледвинка (выдающийся инженер и новатор, а впоследствии технический директор завода) сконструировал так называемую “хребтовую раму”. Он предложил использовать трубу в качестве несущего элемента вместо массивной рамы. Спереди к трубе крепился двигатель, сзади – подвеска и привод. Впоследствии, эта разработка стала хоть и дорогим в реализации, но единственным способом создания действительно независимой подвески с качающимися полуосями. Примечательно, что правая и левая полуоси машины изначально были смещены относительно друг друга на 55 мм, что никак не сказалось на устойчивости. Именно хребтовая рама позволяет тяжелой специализированной технике TATRA уверенно проходить и работать там, где техника других производителей двигаться просто не способна. Также данный тип рамы не имеет особых ограничений к максимальным нагрузкам на скручивание.

Некоторые инженеры долгое время называли хребтовую раму неоправданным решением, ссылаясь на преждевременный износ резины при передвижении машины без груза. Но с дальнейшим усовершенствованием и развитием разработок, был запатентован новый тип подвески "King Frame", который устранил и этот недостаток.

Помимо этого инженеры TATRA являются разработчиками дизельных двигателей собственной конструкции с непосредственным воздушным охлаждением.

После окончания Второй мировой войны все производственные мощности TATRA были перемещены на территорию Чехии, а само предприятие - национализировано. Востребованность на рынке и популярность TATRA стабильно росла, достаточно отметить лишь тот факт, что именно легендарному грузовику TATRA-111 благодарные покупатели установили памятник.

Очередной раз завод удивил покупателей в конце 1960-х, выпустив бескапотный грузовик. Как показала практика, это простое и оригинальное решение позволило водителю получить максимально возможный обзор, поэтому не удивительно, что его быстро заимствовали и другие производители техники.

Блестящие идеи инженеров TATRA и более чем столетний опыт выпуска автомобилей и специализированной техники позволяют создавать машины, аналогов которым по надежности, выносливости и проходимости сложно найти на современном рынке. Завод прекратил выпуск легковых автомобилей в 1997 году, но своими новыми моделями спецтехники радует клиентов и по сей день.

Конструкторы TATRA никогда не останавливались на достигнутом, самостоятельно были разработаны восемнадцати-, двенадцати- и восьмицилиндровые дизельные двигатели с турбонагнетателем, механическим топливным насосом и интеркулером. Параллельно совершенствовалась и система трансмиссии  TATRA-Synchro – количество передних передач достигало 20, задних – 4.

Одной из относительно свежих разработок компании (2010 г.) является полуавтоматическая коробка передач с электронным переключением TATRA-Norgren.

К 2010 году произошло слияние TATRA и DAF. В течение пятнадцати месяцев совместная группа дизайнеров и конструкторов разрабатывала новую грузовую машину. Итогом их сотрудничества стало семейство Tatra 158 или TATRA PHOENIX. За основу инженеры взяли уникальную раму, фирменную разработку компании. Была использована хребтовая конструкция, основой которой является труба, выполненная из рессорной стали.

У такой рамы высокие прочностные характеристики, она устойчива к кручению. Благодаря использованию трубы в конструкции надежно защищены двигательная установка и трансмиссия. На эту основу устанавливаются наиболее тяжелые агрегаты — ДВС, коробка передач и раздаточная коробка. К трубе крепятся подрамник для кабины и кузова, а также разрезные мосты, имеющие независимую подвеску. Полуоси на мостах — качающиеся. Это повышает проходимость машины по сложному рельефу, что особенно актуально для самосвальной техники.

Главное отличие от предыдущих моделей чешского производства — это кабина DAF CF85 в дневном исполнении и со спальником. Внутри располагаются удобные мягкие сиденья. Для водителя установлено кресло на пневмоподвеске, регулируемое во всех направлениях. Приборная доска очень похожа на подобную у легкового автомобиля. Выполнена она из качественного мягкого пластика. Единственное отличие — под правой рукой на ней находятся рукоятка дополнительной двухступенчатой коробки и кнопки для отключения дифференциалов.

На Татра 158 монтируются дизельные двигатели американского производства PACCAR МХ в четырех модификациях, мощностью от 360 до 510 л. с. В настоящее время доступны версии TATRA PHOENIX, которые имеют полноприводные две, три, четыре и даже пять осей. Соответственно, это машины с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х6, 8х8.

По специальному заказу могут быть изготовлены грузовые автомобили с колесной конфигурацией 10х10, 10х8 или 10х6. При этом они будут иметь управляемую пятую ось. Это значительно повышает маневренность и проходимость грузовиков Tatra.